Вниманию участников сообщества предлагается перевод недавно вышедшей заметки в блоге вебсайта "Исторические коллекции" (Лондонский университет) о Питере Коннолли с публикацией некоторых интереснейших фотографий из его личного архива. Ссылка на оригинал заметки внизу. P.S. Термин "re-enactment" принято переводить на русский как "реконструкция". Но в англоязычном историческом сообществе, как и в этой заметке, понятия "reconstruction" и "re-enactment" принципиально различаются. Первое обозначает воссоздание самого предмета материальной культуры прошлого, а последнее - воссоздание аспектов его исторического использования. Поэтому термин "re-enactment" переводится здесь не как "реконструкция", а как "реенакторство". _______________________ Римское седло — инновационный подход Питера Коннолли. 5 ноября 2022 г. | Объединенная классическая библиотека В библиотеке Института классических исследований хранится архив иллюстратора и экспериментального археолога Питера Коннолли. Коннолли был известен своими работами над античным оружием и, особенно, своей реконструкцией римского седла. Седло должно обеспечивать надежную посадку всадника и переносить его вес с хребта коня на бока. Когда дело доходит до античных сёдел, свидетельства скудны, поскольку литературные источники порой туманны, а большая часть археологических свидетельств не дошла, так как органический материал сохраняется только при определенных климатических условиях. Архив Коннолли предлагает вниманию хронологическое развитие его исследований седла и понимание его методов работы. В одном из черновиков доклада, который он сделал на эту тему, Коннолли проливает свет на то, как он впервые заинтересовался изучением работы римского седла — это произошло в разговоре с археологом Марком Хассаллом. Его целью было разгадать загадку античных источников об этом предмете римского военного снаряжения и оспорить общепринятое мнение, что римляне использовали не сёдла, а просто вальтрапы, украшенные рогами. Реконструкции, сделанные в то время, следовали этой идее, и Коннолли первоначально иллюстрировал свои книги этими же реконструкциями. Коннолли был убежден, что мог существовать деревянный каркас, к которому крепились этот вальтрап и рога. В своем исследовании Коннолли внимательно изучил все сохранившиеся свидетельства, но именно его решение сделать и испытать седло все изменило. Показав, что римляне действительно успешно использовали седла, он изменил представление о римской армии, которая, как считалось ранее, не имела эффективной конницы. Коннолли сам выступал в качестве модели для своих иллюстраций; сохраняя собственноручные фотографии в альбомах, которые сам и комплектовал. Эти фотоальбомы были основой исследований, которые он предпринял для своих публикаций, наряду с записными книжками, полными заметок, которые он сделал во время своего длительного путешествия пo музеям и археологическим памятникам. Именно благодаря его фотографиям и заметкам мы можем увидеть, как менялось его представление о римском седле. Коннолли создал модель седла, чтобы опробовать ее дома, прежде чем сделать такое, которое можно было бы использовать на коне. В своем фотоальбоме "Позы-1" молодой Коннолли сфотографировал себя в позах наездника, которые затем использовал для своей книги "The Greek armies", впервые опубликованной в 1977 году (рис. 1 и 2). Здесь нет седла, просто художник сидит на табурете с какой-то сложенной сверху тканью, поскольку о седлах того периода известно не так много. Потом Коннолли переработал изображение, объединив фотографию с мозаикой Александра из дома Фавна в Помпеях (рис. 3). В фотоальбоме "Позы-2" седло эволюционировало; это уже не табурет, а деревянный конь, на котором мы видим четыре луки. Уже при сравнении исследуемых поз видно, что Коннолли выглядит гораздо более устойчивым, чем на более ранних фотографиях (рис. 4). Однако студийные условия не идут ни в какое сравнение с реальной жизнью, и седло пришлось опробовать в полевых условиях, на коне. Реконструкция седла была испытана самим Коннолли, его инструктором по верховой езде и, наконец, "Ermine Street Guard", реенакторской группой, с которой Коннолли регулярно сотрудничал (рис. 5). Коннолли использовал реенакторство для разработки своей модели римского седла, а фотографии применения седла, сделанные им самим, показывают метод его работы. Реконструкция седла основывалась на сохранившихся бронзовых деталях и античных визуальных изображениях, но, что более важно, на испытании седла в полевых условиях. Коннолли научился ездить верхом, чтобы иметь возможность испытать его, и с удовольствием показывал, как оно работает, как однажды перед принцессой Анной во время мероприятия, посвященного юбилею Института археологии. Польза реенакторства, как действенного инструмента для исторических исследований, в последнее время получила признание, а это тот самый новаторский пример, который могут использовать другие, работающие в этой области. Исследование Коннолли было революционным, поскольку оно бросило вызов традиционным взглядам на седло. Его подход не всегда хорошо воспринимался, особенно вначале. Трудности переноса практических знаний в академическую область видны в переписке между Коннолли и другими исследователями во время подготовки статей, которые они писали в соавторстве. Тем не менее, этот метод работы оказал огромное влияние на тех, кто тесно сотрудничал с ним, поскольку Коннолли подталкивал их к "переживанию" античности и пониманию того, как можно использовать артефакты. Об этом влиянии сегодня можно судить по тому, что реплики Коннолли до сих пор используются в Университете Лестера. _______________________ Рис. 1. Страница фотоальбома "Позы-1" с фотографиями Питера Коннолли, позирующего верхом на коне (Библиотека ICS - архив Питера Коннолли PA-1). Рис. 2. Обложка книги "The Greek armies" (1977). Коннолли воспользовался позами на иллюстрации 1 в качестве источника вдохновения для обложки, на которой он изобразил Александра Македонского. Александр узнаваем, потому что Коннолли нарисовал доспехи, в которых македонский царь изображен на знаменитой помпейской мозаике. Рис. 3. Александрова мозаика из дома Фавна в Помпеях. Рис. 4. Страница фотоальбома "Позы-2" с фотографиями Питера Коннолли, как если бы он скакал верхом на коне или тренировался. Он сидит на деревянном коне, к которому он теперь добавил реконструкцию седла (Библиотека ICS - архив Питера Коннолли PA-2). Рис. 5. Страница фотоальбома "Конь" с фотографиями инструктора Коннолли, испытывающего римское седло (Библиотека ICS - архив Питера Коннолли PA-8). Рис. 6. Фотография в фотоальбоме "Конь", на которой изображен Питер Коннолли верхом на коне (Библиотека ICS - архив Питера Коннолли PA-8). Рис. 7. Фотография в фотоальбоме "Конь", на которой изображен Питер Коннолли с фотоаппаратом, стоящий перед реенактором (Библиотека ICS - архив Питера Коннолли PA-8). Рис. 8. Эволюция исследования. Страница из книги "The Roman Army" (1975) с краткой информацией о римских седлах. Рис. 9. Эволюция исследования. Исследования Коннолли были включены в его книгу "Tiberius Claudius Maximus. The cavalryman" (1988), где он дал более подробное объяснение римского седла, включающее его исследования. Эта книга рассчитана на широкую аудиторию, но он также публиковал свои работы в академических журналах, таких как "Britannia" и "Journal of Roman Military Equipment Studies". Рис. 10. Питер Коннолли демонстрирует работу римского седла на мероприятии в Институте археологии в честь юбилея учреждения 29 апреля 1987 года. Среди изумленных зрителей были принцесса Анна, Дональд Стронг, профессор Джон Эванс, сэр Джеймс Лайтхилл и Джон Уилкс (Библиотека ICS - архив Питера Коннолли SF-40). #рим #реконструкция #история #11_клавдиев #xi_legio #выезд #конь #снаряжение #каалерия #cедло